ПРОГРАММА

ИГРА

Предметно-игровая деятельность

Первый год обучения

Действия с предметами и игрушками. Воспитывать у детей интерес к играм, желание играть с предметами и игрушками. Поощрять стремление играть рядом, воспитывать положительное отношение к играм друг друга (играть вместе, не ссориться во время игр, не отнимать игрушки).

Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, учить класть игрушки на место, правильно пользоваться ими.

Уметь выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию воспитателю, а затем самостоятельно. Играть с сюжетными игрушками (куклами, животными, машинами и т. д.), переносить элементарные игровые действия, освоенные с одними игрушками, на другие. По подражанию воспроизводить в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые раньше дети выполняли в отдельности (одеть куклу и пойти с ней гулять, покормить куклу и положить спать и т. д.).

Уметь играть с машинами (возить, нагружать кубиками, катать матрешек, животных).

С целью подготовки к строительным играм воспитателю необходимо создавать в присутствии детей простые постройки из кубиков, обыгрывать их: выстраивать в ряд одинаковые кирпичики (дорожка), ставить кубик на кубик (дом, башня) Учить по подражанию делать из кубиков гараж, дом, ворота стол, стул и т. д. Использовать эти постройки в несложных игровых сюжетах.

В течение года воспитателю следует проводить с детьми сезонные игры с песком, водой, снегом; учить малышей правильно пользоваться совком, лопаткой (насыпать песок в ведро и формочки, делать из сырого песка пирожки). Во врем. игр с водой пускать лодочку, рыбок, уточек, шарики, вылавливать их из таза сачком, купать кукол. С песком, снегом, водой играть аккуратно, не пачкать одежду.

Учить детей называть игрушки путем подбора табличек и приближенного устного проговаривания.

Дидактические игры. Формировать у детей интерес и желание самостоятельно играть с игрушками и предметами, с которыми их знакомили на занятиях.

В процессе дидактических игр обогащать сенсорно-двигательный опыт детей, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, учить вычленять признаки и свойства предметов и ориентироваться на них.

Способствовать развитию мелкой моторики, побуждая выполнять действия с предметами (бросать мелкие предметы в сосуд с высоким горлом, катать шарики, нанизывать их на палочку, надевать на стержень кольца).

При проведении дидактических игр учить детей:  

Подвижная игра. Приучать детей к совместным играм. Ориентироваться в пространстве комнаты, зала, бегать, ходить, не наталкиваясь на других детей.

Побуждать к играм с мячами, каталками, тележками, автомобилями.

Учить подражать простейшим движениям некоторых животных (ходить, как мишки; прыгать, как зайка; летать, как птички и т. д.), действовать в соответствии с правилами игры.

Игры[1]: "Поезд", "Самолеты", "Пузырь", "Птички летают", "Догоните меня", "Догоню", "Найди свой цвет", "Береги предмет", "Доползи до погремушки", "По мостику", "Найди флажок", "Догони мяч", "Кто тише?", "Перешагни через палку", "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Прыгни через шнур", "Поймай мяч".

Речевой материал: будем играть, играй(те), покорми, положи, одень, спит, ест, не ломай, построй, бросай, лови, беги, прыгай, иди, кукла, мишка, зайка, матрешка, машина, мяч, птичка, лопатка, ведро, совок, быстро, хорошо.

Второй год обучения

Сюжетно-ролевая игра. Вызывать у детей интерес к игруш­кам, желание играть с ними. Поощрять стремление играть рядом с товарищами в игровом уголке. Способствовать возникновению и укреплению во время игр доброжелательных отношений между детьми.

Учить правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать сюжетные игрушки (машину – катать, куклу – укачивать, из кубиков – строить и т.п.). Формировать эмоциональное, бережное отношение к кукле и к игрушкам-животным.

Производить с игрушками простые игровые действия, а затем последовательно объединять их в связные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации (кормить куклу, раздевать, укладывать ее спать, одевать куклу, сажать ее в коляску, идти с ней гулять; нагружать машину кубиками, отвозить их, выгружать, сооружать простую постройку, вновь ехать за кубиками). Из напольного строительного материала с помощью воспитателя сооружать простые постройки, применяя умения, приобретенные на занятиях по конструированию (стол, стул, дом для куклы, гараж для машины). Исполь­зовать постройки в игре, развивая вокруг них несложный сюжет (куклы живут в построенном для них доме, в гости к ним приехали на машине мишка и зайчик, куклы гуляют, они пошли в зоопарк, знакомятся со зверюшками, которые живут за загородками).

Формировать первые навыки совместной игры посредством проведения коллективных игр под руководством взрослого (игры типа "Автобус", "Праздник", "Прогулка" и т. п.). Уметь воспроизводить показанные педагогом игровые действия, соблюдать очередность при выполнении определенных действий.

Воспитывать положительное отношение к играм, порицать попытки отдельных детей нарушить игру товарища, отнять игрушку, сломать постройку и т.п. Поощрять проявление чувства взаимопомощи, совместного поочередного пользования игрушками.

Оказывать детям необходимую помощь в организации самостоятельных игр, не допускать возникновения конфликтов между детьми.

Способствовать возникновению предпосылок к сюжетно-ролевой игре путем проведения тематических прогулок, наблюдений за трудом взрослых, поведением животных, проведения инсценировок с использованием кукольного театра сказок, показа сцепок из жизни детей, организации дидактических игр.

Учить обозначать словом предметы и действия с ними. Уметь выполнять игровые действия по словесной инструкции.

Дидактическая игра. Познакомить детей с разнообразными дидактическими игрушками, вызвать интерес к ним, желание играть с ними.

Развивать умение осуществлять разнообразные предметно-игровые действия с использованием дидактических игрушек (пирамидки из 4–6 колец, башенки из 4–5 элементов): нани­зывать кольца на стержень, заполняя его целиком, открывать и закрывать коробочки и баночки крышками соответствующих размеров

В процессе дидактических игр учить детей:

Подвижная игра. Воспитывать навыки правильного пове­дения во время подвижных игр, учить ориентироваться в про­странстве комнаты, двигаться, не наталкиваясь на партнеров по игре.

Формировать способность к игровым действиям в вообра­жаемых условиях, выполнять определенные движения по ус­ловиям игры; передавать с помощью движений особенности поведения и повадки персонажей игры; действовать в игре выразительно и эмоционально, связывая характер персонажа с его движениями

Учить детей называть выполняемые действия (в соответствии со словарем второго года обучения).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Кукла Маша (Ваня)", "Мишка" (знакомство с мишкой), "Накорми куклу", "Дом для матрешек", "Будем гулять с куклами", "Поезд".

Дидактические игры (проводятся в форме заня­тий): "Цветная лесенка" (нанизывание колец на стержень), "Прокати шарик" (с лотка), "Бирюльки" (бросание предме­тов в узкое горлышко), "Цветные башни" (подбор по цвету), "Кто правильно закроет коробочки?" (подбор по величине), "Чудесный мешочек" ("Что там?").

Подвижные игры: "Догони меня", "Догони мяч", "Бегите к флажку", "Кто первый?", "Принеси игрушку", "Прокати обруч"

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Одень куклу", "Купание куклы", "Кукла заболела", "Обед матрешек", "Праздник ел­ки", "Кукла хочет спать".

Дидактические игры: "Посадим грибы", собирание пирамидок, собирание матрешек (трех-четырехместных), "По­строй башню", "Лото – малышам", "Чудесный мешочек".

Подвижные игры: "Поезд", "Поймай мяч", "Прокати мяч", "Принеси флажок", "Птички летают".

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Прогулка", "Купание куклы", "Автобус", "Праздник Мая", "Поезд", "Магазин".

Дидактические игры: Складывание разрезных картинок (из 2, 3, 4 частей), "Цветная мозаика", "Магазин игрушек" (лото), "Бусы для кукол", (нанизывание), "Занимательная коробочка".

Подвижные игры: "Лошадки", "Самолеты", "Птич­ки и кот", "Солнце и дождь", "Кати обруч", "Ползи через обруч", "Прыгай к флажку".                           

Речевой материал: см. "Примерный словарь".

Третий год обучения

Сюжетно-ролевая игра. Продолжать воспитывать интерес к игрушкам и играм, поощрять длительные занятия детей с игрушками.

Формировать умение играть рядом и друг с другом, спо­собствовать образованию и укреплению игровых коллективов (групп). Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, приучать детей уважительно относиться к играм друг друга, формировать навыки общения в процессе совместных игр (обмениваться игрушками, оказывать необходимую помощь).

Бережно относиться к игрушкам (не бросать, не ломать, убирать на место по окончании игры).

Учить отражать в игре явления повседневной жизни, тру­довые процессы, отношения между людьми (заботливое отно­шение матери к ребенку, вежливое обращение шофера с пас­сажирами).

Продолжать формировать у детей умение последовательно осуществлять в играх несколько взаимосвязанных действий (накормить куклу, раздеть ее, уложить спать; нагрузить ма­шину кубиками, отвезти их, построить дом, поселить в нем кукол и т. п.). Использовать в сюжетных играх строительный материал, применять крупный напольный "Строитель" для создания построек (водитель привозит машину в гараж, кук­лы гуляют в парке, звери живут в зоопарке). Для развития игрового воображения учить использовать в играх не только игрушки, но и предметы-заместители (кубики, палочки, ка­тушки и т. п.).

Учить детей в игре брать на себя роли близких взрослых людей и отражать эпизоды их трудовой жизни: бытовой труд в семье (мамы, папы), труд "воспитателя, медсестры, шофера.

Проводить разнообразную работу по подготовке к прове­дению сюжетно-ролевых игр (тематические экскурсии, наблю­дения, дидактические игры, чтение, рассматривание картин).

Учить детей использовать знакомые слова и фразы во вре­мя игр, опрашивать о названиях новых предметов и явлений, общаться в игре друг с другом и со взрослыми с помощью речи.

Включать в игровой процесс весь речевой материал в разные типы фраз (побудительные, вопросительные, повествова­тельные, отрицательные).

Дидактическая игра. Продолжать знакомить детей в про­цессе игр с различными свойствами предметов, учить их учи­тывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Проводить следующие виды игр:

Подвижная игра. Продолжать воспитывать у детей умение правильно вести себя во время подвижных игр (слушать веду­щего – взрослого, действовать по определенному сигналу, ориентироваться в пространстве комнаты).

Поощрять самостоятельные подвижные игры детей с ис­пользованием крупных автомобилей, каталок, лошадок, теле­жек и т.п.

Учить детей выделять правила игры и соблюдать их, согласовывать свои движения с условиями игры, развивать умение с помощью движений передавать характер изображаемых персонажей (походка, повадка, манеры), действовать в игре эмоционально, выразительно, двигаться ловко, пластично.

Способствовать совершенствованию физического развития детей в соответствии с задачами физического воспитания для данного года.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Сюжетно-ролевые игры. "Купание кукол", "Стир­ка", "Утро куклы", "Семья", "Гости", "Детский сад", "Комната куклы", драматизация сказки "Репка"[2].

Дидактические игры: игры с народными игрушка­ми (вкладки, бирюльки, матрешки), "Что изменилось?", "Что у мишки в мешке?", "Поймай рыбку", "Прокати такой же шарик", "Кто скорее соберет игрушки в свою коробку?" (под­бор по цвету).

Подвижные игры: "Самолеты", "Догони меня", "Птички летают", "Поезд", "Мыши и кот", "Бегите ко мне", "Пойдем гулять", "Кати обруч", "Лиса и куры".

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Мама и дочка", "Кукла заболела", "День куклы", "Врач", "Праздник елки", драмати­зация сказки "Колобок".

Дидактические игры: печатно-настольные игры типа "Три медведя", "Магазин игрушек", "Угадай, что это?" ("Чудесный мешочек"), "Оденем кукол на прогулку", "Занимательная коробочка", настольная игра "Цветные колпачки".

Подвижные игры: "Найди свой дом", "Кролики", "Птички и кот", "Лошадки", "Курица и цыплята", "Птички в гнездах", "Цветные кегли", "Найди свой цвет".

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Зоопарк", "Пароход", "Шоферы", драматизация сказки "Теремок".

Дидактические игры: "Каждую фигуру на свое место", "Поставь по порядку", "Мы составляем Петрушку" (сборно-разборная игрушка), геометрическое лото, подбор парных картинок из множества. "Подбери по цвету", "Подбери по форме", "Подбери по величине", складывание разрезных картинок (из 4 – 5 частей).

Подвижные игры: "Кот и птички", "Вот лягушки", "Зайка, выходи", "Ударь по мячу", "Прятки", "Цветные автомобили", "Зайцы и волк".

Речевой материал: см. "Примерный словарь".

Четвертый год обучения

Сюжетно-ролевая игра. Продолжать формировать у детей умение связывать в игре несколько действий в логической последовательности, входить в игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом игры.

Учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры, уметь находить нужные для данной игры предметы, использовать разнообразные предметы-заменители, включать в сюжет игры разнообразные постройки из крупного напольного и настольного строительного материала, используя умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Продолжать учить детей отражать в играх события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими в процессе экскурсий, наблюдений и т.п.

Воспитывать у детей навыки совместной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей. Учить продлевать сюжетно-ролевые игры за счет обогащения их новым содержанием, новыми эпизодами (игры, длящиеся несколько дней).

Учить общаться в ходе игры с помощью речи, выражать просьбы, задавать вопросы, пояснять свои действия. Выражать свое отношение к персонажам сказок-инсценировок, мотивировать это отношение ("Мне нравится..., потому что...").

Дидактическая игра. Продолжать учить детей ориентироваться на различные свойства предметов при выполнении игровых задач:

Продолжать использовать дидактическую игру в целях развития и обогащения содержания сюжетно-ролевых игр (настольно-печатные игры "Магазин", "Парикмахерская", "Доктор").

Подвижная игра. Продолжать использовать подвижную игру в целях формирования у детей умения действовать в ус­ловиях воображаемой игровой ситуации, вычленять основные правила игры и действовать в соответствии с ними.

Учить детей выполнять в подвижных играх различные роли (в том числе и ведущего).

Продолжать развивать у детей умения:

Воспитывать навыки коллективной игры, формировать в процессе игр положительные взаимоотношения между детьми.

Использовать подвижную игру в целях коррекции физи­ческого развития детей, совершенствования у них основных движений, координации, согласованности движений, чувства равновесия.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Мама и дочка", "Магазин" (различного назначения), "Аптека", "У врача", "На поч­те", драматизация сказки "Теремок".

Дидактические игры: настольные игры "Не заблу­дись", "Кто где живет?", "Гуси-лебеди", "Вверху – внизу", "Cправа – слева", "За – перед", "Конструктор" (изд-во "Ма­лыш", 3-й вып.), счетное лото, геометрическое лото.

Подвижные игры: "Хитрая лиса", "Пастух и стадо", "Прятки", "Мышеловка", "Быстрей по местам!".

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "На стройке", "Больница", "Капитаны", "Парикмахерская", "Автобус", "Те­атр", игра-драматизация "Три медведя".

Дидактические игры: "Назови, что тут деревянное, металлическое, стеклянное", "Кто что потерял?", "Назови, что тут синее, белое, красное", "Над – под", "Вперед – сзади", "Летающие колпачки", тематическое лото (овощи-фрукты, до­машние и дикие животные и др.), "Что растет – не растет?", "Что едят – не едят?".

Подвижные игры: "Кошка и мышки", "Охотники зайцы", "Лиса и куры", "Третий лишний", "Пятнашки", "Гуси и волк".

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Детский сад", "Ателье", "На кухне", "Цирк", "В кино", "Железная дорога" (поезд), игра-драматизация "Кошкин дом".

Дидактические игры: рассыпные слова (из 4 – 3 слов), "Бывает – не бывает", "Почини машину", "Наведи по­рядок", настольно-печатные игры "Золотая рыбка", "В саду и в огороде", "Транспорт", разрезные картинки и кубики (из 4 – 12 частей), "Угадай по описанию".

Подвижные игры: "Самолеты", "Цветные автомо­били", "Жмурки", "У медведя во бору", "Попади в обруч", "Паровоз и вагоны", "Медведь и пчелы", игры с мячом, в классы, со скакалками.

Речевой материал: см. "Примерный словарь".

Пятый год обучения

Сюжетно-ролевая игра. Продолжать формировать у детей умения:

Использовать сюжетно-ролевую игру для воспитания положительных личностных качеств (посредством усвоения детьми эталонов поведения игровых персонажей).

Формировать умение пересказывать содержание игры, выражать отношение к персонажам, оценивать качество исполнения детьми тех или иных ролей.

Дидактическая игра. Продолжать использовать дидактические игры в разнообразных целях умственного воспитания.

Проводить игры, содержащие следующие приемы:

Подвижная игра. Продолжать развивать у детей:

Учить детей действовать строго в соответствии с установ­ленными правилами.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Семья" (стирка, уборка, приготовление еды, прием гостей и т.д.), "День рождения в семье", "Рынок", "Летчики", "Столовая", игра-драматизация "Три поросенка".

Дидактические игры: "Назови, что бывает дере­вянное, стеклянное, металлическое, пластмассовое", лото "Домашние и дикие животные", "Кто где живет?" (в дупле, в норе, в берлоге, в конуре), разрезные картинки (на кубиках), "Сидит - стоит - лежит - бежит".

Подвижные игры: "Третий лишний", "Горелки", "Волк во рву", "Прятки", "Городки".

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Магазин" (гастроном, универмаг, книжный магазин), "Библиотека", "В метро" (с использованием крупного напольного "Строителя"), "Зоопарк", "Вокзал", игра-драматизация "Кот, петух и лиса".

Дидактические игры: "Что тут квадратное, прямоугольное, треугольное, круглое, овальное?", "Настольный кольцеброс", "Угадай по описанию", "Из какой сказки?", "Летает - прыгает - ползает".

Подвижные игры: "Снежки" "Взятие крепости", "Ловля обезьян", "Рыбаки и рыбка", "Пятнашки", "Передай мяч".

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: "Школа" "Ремонт обуви", "На почте", "На улице" "Поликлиника", "Фотография", игра-драматизация "Красная Шапочка".

Дидактические игры: "Зоологическое лото", "Рассыпные слова", "Что тут длинное – короткое, узкое – широкое, высокое – низкое?", "Летом – осенью – зимой – весной", домино, "Конструктор".

Подвижные игры: "Подбрось – поймай", "Удочки", "Успей убежать", "Слова", игры с обручем, мячом, скакалкой, кольцебросом.

Речевой материал: см. "Примерный словарь".

В начало раздела


[1] См.: "Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1986.

[2] С текстами сказок, предназначенными для драматизации, дети знакомятся на занятиях по развитию речи (см. раздел "Развитие речи")

Hosted by uCoz